19 апр 2021
Должностная инструкция официанта — обязательный документ, который позволяет установить права и обязанности сотрудника и работодателя.
Должностная инструкция официанта — обязательный документ, который позволяет установить права и обязанности сотрудника и работодателя. В нем описываются все важные моменты, касающиеся ответственности специалиста. Благодаря этому официант не сможет отказываться от своих прямых обязанностей, а наниматель — штрафовать сотрудника за невыполнение задач, не прописанных в должностной инструкции. Важно, чтобы при составлении документа его пункты не противоречили ТК РФ.
- Общие положения
- Обязанности официанта
- Права сотрудника
- Ответственность работника
- Условия работы
Общие положения
- Сотрудника принимает и увольняет управляющий рестораном.
- Человек, устраивающийся на должность, должен иметь профильное образование по данному направлению, а также рабочий стаж в сфере общепита не менее полугода.
- Начальником официанта является управляющий.
- Сотрудник обязан знать:
- нормы и законодательные акты в сфере общепита;
- локальные правила работы с товарами и взаимодействия с гостями заведения;
- виды и назначение столовых приборов, посуды;
- нормы взаимодействия с другими работниками при обслуживании гостей;
- правила сервировки столов;
- порядок действий при возникновении конфликтов и методы профилактики подобных ситуаций;
- правила обслуживания и расчета клиентов;
- особенности сдачи чеков и заработанных средств по окончании смены;
- свойства блюд, продуктов и напитков, предлагаемых клиентам заведением;
- признаки некачественной пищи;
- порядок сочетания и подачи блюд, напитков;
- правила учета, эксплуатации и ухода за инвентарем;
- нормы СанПиН, гигиенической политики заведения;
- правила технической и пожарной безопасности;
- особенности ценообразования в ресторане, актуальную стоимость блюд и напитков.
- При выполнении своих обязанностей официант должен соблюдать законы и нормы, локальные правила, должностную инструкцию.
- При отсутствии сотрудника на рабочем месте его функции выполняет другой специалист, которого выбирает управляющий.
Обязанности официанта
- Принятие и доставка до столика заказов гостей заведения.
- Быстрая замена приборов и блюд.
- Сервировка и уборка столиков.
- Отслеживание наличия на столиках расходников — зубочисток, салфеток, соли, сахара, перца, различных заправок.
- Уведомление гостей о вкусовых качествах, пищевой ценности и нюансах приготовления блюд и напитков.
- Урегулирование возникающих конфликтов.
- Слаженная работа с коллегами и управляющим на протяжении всей смены.
- Прием платежей, выдача сдачи и чеков гостям.
- Отслеживание ситуации в зале и своевременное обслуживание посетителей заведения.
- Торжественное оформление помещений при организации мероприятий.
- Уборка в зале и на кухне в конце рабочей смены совместно с коллегами.
Права сотрудника
- предлагать изменения, которые могут повысить эффективность работы, привлекательность заведения, и улучшить обслуживание гостей.
- Предоставлять начальнику отчеты о возникших проблемах при оказании услуг посетителям.
- Принимать участие в собраниях по поводу выполнения обязанностей сотрудниками.
- Фиксировать жалобы и предложения гостей касательно обслуживания и работы ресторана.
- Принимать чаевые от посетителей в размерах, регламентированных правилами заведения.
- Получать доплату за выездное обслуживание и иные ситуации, описанные во внутренних регламентах заведения.
Ответственность работника
К официанту могут применяться штрафные санкции в случаях:
- нанесения организации ущерба, рассматриваемого в законодательных актах;
- ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;
- нарушения законодательства в процессе обслуживания гостей.
Условия работы
- Начальство вправе отправить официанта в рабочую поездку в ситуациях, предусмотренных во внутренних распорядках заведения.
- Сотрудника можно выбрать в бригаду для обслуживания гостей на выездных мероприятиях в будни и выходные.
- Работник получает фирменную форму за счет работодателя.
- Начальство выплачивает сотруднику премии в случаях, когда заведение достигает и превышает плановые показатели.