Должностные инструкции и обязанности официанта

19 апр 2021
Должностная инструкция официанта — обязательный документ, который позволяет установить права и обязанности сотрудника и работодателя.

Должностная инструкция официанта — обязательный документ, который позволяет установить права и обязанности сотрудника и работодателя. В нем описываются все важные моменты, касающиеся ответственности специалиста. Благодаря этому официант не сможет отказываться от своих прямых обязанностей, а наниматель — штрафовать сотрудника за невыполнение задач, не прописанных в должностной инструкции. Важно, чтобы при составлении документа его пункты не противоречили ТК РФ.

  1. Общие положения
  2. Обязанности официанта
  3. Права сотрудника
  4. Ответственность работника
  5. Условия работы

Общие положения

  1. Сотрудника принимает и увольняет управляющий рестораном.
  2. Человек, устраивающийся на должность, должен иметь профильное образование по данному направлению, а также рабочий стаж в сфере общепита не менее полугода.
  3. Начальником официанта является управляющий.
  4. Сотрудник обязан знать:
    • нормы и законодательные акты в сфере общепита;
    • локальные правила работы с товарами и взаимодействия с гостями заведения;
    • виды и назначение столовых приборов, посуды;
    • нормы взаимодействия с другими работниками при обслуживании гостей;
    • правила сервировки столов;
    • порядок действий при возникновении конфликтов и методы профилактики подобных ситуаций;
    • правила обслуживания и расчета клиентов;
    • особенности сдачи чеков и заработанных средств по окончании смены;
    • свойства блюд, продуктов и напитков, предлагаемых клиентам заведением;
    • признаки некачественной пищи;
    • порядок сочетания и подачи блюд, напитков;
    • правила учета, эксплуатации и ухода за инвентарем;
    • нормы СанПиН, гигиенической политики заведения;
    • правила технической и пожарной безопасности;
    • особенности ценообразования в ресторане, актуальную стоимость блюд и напитков.
  5. При выполнении своих обязанностей официант должен соблюдать законы и нормы, локальные правила, должностную инструкцию.
  6. При отсутствии сотрудника на рабочем месте его функции выполняет другой специалист, которого выбирает управляющий.

Обязанности официанта

  • Принятие и доставка до столика заказов гостей заведения.
  • Быстрая замена приборов и блюд.
  • Сервировка и уборка столиков.
  • Отслеживание наличия на столиках расходников — зубочисток, салфеток, соли, сахара, перца, различных заправок.
  • Уведомление гостей о вкусовых качествах, пищевой ценности и нюансах приготовления блюд и напитков.
  • Урегулирование возникающих конфликтов.
  • Слаженная работа с коллегами и управляющим на протяжении всей смены.
  • Прием платежей, выдача сдачи и чеков гостям.
  • Отслеживание ситуации в зале и своевременное обслуживание посетителей заведения.
  • Торжественное оформление помещений при организации мероприятий.
  • Уборка в зале и на кухне в конце рабочей смены совместно с коллегами.

Права сотрудника

  • предлагать изменения, которые могут повысить эффективность работы, привлекательность заведения, и улучшить обслуживание гостей.
  • Предоставлять начальнику отчеты о возникших проблемах при оказании услуг посетителям.
  • Принимать участие в собраниях по поводу выполнения обязанностей сотрудниками.
  • Фиксировать жалобы и предложения гостей касательно обслуживания и работы ресторана.
  • Принимать чаевые от посетителей в размерах, регламентированных правилами заведения.
  • Получать доплату за выездное обслуживание и иные ситуации, описанные во внутренних регламентах заведения.

Ответственность работника

К официанту могут применяться штрафные санкции в случаях:

  • нанесения организации ущерба, рассматриваемого в законодательных актах;
  • ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • нарушения законодательства в процессе обслуживания гостей.

Условия работы

  • Начальство вправе отправить официанта в рабочую поездку в ситуациях, предусмотренных во внутренних распорядках заведения.
  • Сотрудника можно выбрать в бригаду для обслуживания гостей на выездных мероприятиях в будни и выходные.
  • Работник получает фирменную форму за счет работодателя.
  • Начальство выплачивает сотруднику премии в случаях, когда заведение достигает и превышает плановые показатели.